Логопед

Обучение и воспитание детей с речевой патологией должно осуществляться с позиции индивидуально - дифференцированного подхода, предусматривающего особенности развития каждого ребенка. Содержание коррекционной деятельности предусматривает необходимость специальной организации коммуникативно - речевой практики детей, целенаправленного формирования предпосылок для овладения операционными компонентами языка и становления функций речи. Формирование и развитие коммуникативных навыков и коммуникативного поведения детей с нарушениями речи происходит путем применения природных и когнитивных методов развития социальных навыков и структурированного обучения.

По результатам диагностики родители и логопед вместе составляют индивидуальный план психолого - педагогической помощи ребенку, который предусматривает ближайшие и дальние цели коррекции. При моделировании коррекционного обучения обязательно учитываются индивидуальные компетенции и ограничения личности.

Реализация плана развития ребенка осуществляется в тесном сотрудничестве с родителями. Родителей знакомят с избранными методами коррекционной помощи, чтобы те могли продолжать взаимодействовать с ребенком дома. Результаты такого взаимодействия обсуждаются со специалистом, совместно с которыми вносятся поправки в методы и приемы обращения с ребенком.

Логопедическая коррекция включает такие направления работы:

1. Релаксация
Ребенок должен чувствовать себя комфортно, хорошо. Необходимо установить с ним прочный эмоциональный контакт. Нельзя работать с ребенком "с трудом", в напряженном ребенке невозможно вызвать желание взаимодействовать, и, тем более, речь. Прежде всего, ребенок должен принять взрослого, поверить ему. Нужная атмосфера достигается различными приемами, но особенно успешными являются игры с целью установления контакта.

2. Работа по развитию восприятия - тактильного, слухового, зрительного
Для развития тактильного восприятия ребенок должен чувствовать форму, величину предмета, фактуру материала, из которого он сделан, его температуру: теплый или холодный т.п.. Для уточнения слухового восприятия важны различные шумы, а также пространственное расположение источника звуков. Для развития зрительного восприятия используют предметные картинки с контурными, заштрихованными, перевернутыми изображениями. Большое внимание уделяется развитию соматогнозиса и стереогнозиса.

3. Двигательная терапия
Развитие основных движений и их качеств у детей, равновесия и координации, чувства положения собственного тела в пространстве дополнительно отрабатывается на двигательных занятиях.

4. Развитие мелкой моторики пальцев
Тренируя руку, мы стимулируем развитие речевых центров головного мозга. А в результате совершенствования речи интенсивно развивается мышление. Так, простые упражнения по развитию моторики рук способствуют активизации мышления и речи.

5. Развитие понимания речи
Первоначально наиболее простым видом вещания для детей является ситуативная речь. У ребенка необходимо выработать ориентацию на слово в точном его значении. Основная же работа по развитию понимания речи происходит на логопедических занятиях и дома по заданиям логопеда. Расширяя словарный запас, широко применяют целенаправленные обзоры-исследование предметов, для понимания грамматических категорий - разного рода схемы, опорные знаки, игры в слова и т.д.

6. Обучение общения с помощью вспомогательных средств коммуникации
(в частности посредством обмена изображениями)
Данная система позволяет наладить контакт между ребенком и взрослым, помогает строить общую коммуникацию, дает возможность выработать внутреннюю схему высказывания еще на этапе отсутствия звучащей речи.

7. Развитие артикуляционной моторики
Люди правильно произносят различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата: языку, нижней челюсти, мягкому небу, голосовым связкам. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

8. Формирование правильного звукопроизношения
Постановка звука представляет собой процесс формирования артикуляции, обучения ребенка произношению звука в изолированном звучании, в словах, в предложениях, в речи. Логопедическая работа осуществляется по следующим направлениям: развитие восприятия речи, формирование фонематического анализа, развитие артикуляторной моторики, работа по непосредственной постановке звука. Дальнейшая коррекция состоит в совершенствовании умения различать на слух и в произношении все звуки, отрабатывать дикцию, совершенствовать фонематический слух, отрабатывать интонацию и выразительность речи

При формировании правильного звукопроизношения используются различные виды логопедического массажа (ручной, зондовый, комбинированный), традиционные и инновационные методы постановки звуков, работа над диафрагмальном дыханием.

9. Формирование лексико - грамматического строя речи
Длительный и трудоемкий процесс, заключен в упражнении детей в согласовании слов и предложений, умении строить сложноподчиненные предложения, совершенствование умение образовывать однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени. Отечественные методисты выделяют три этапа при работе над лексикой: ознакомление с новым материалом; первичное закрепление; развитие навыков и умений использования лексики в разных формах устного и письменного общения.

10. Связная речь
Совершенствование диалогической и монологической форм речи. Учим пересказывать литературные тексты, совершенствование умение составлять рассказы о предметах, по набору картинок, рассказы из личного опыта, сочинять сказки.