- Нейропсихологическая диагностика – это специальные пробы и задания, выявляющие, какие именно структуры мозга имеют функциональную незрелость, в чём причина нарушений развития. На основе нейропсихологического обследования разрабатывается план коррекционной работы, цель которой – коррекция и развитие высших психических функций, активизация подкорковых образований, стабилизация межполушарного взаимодействия.
- Психолого-педагогическая диагностика – это определение актуального уровня умственного развития и зоны ближайшего развития ребёнка, а так же выявление его индивидуально-личностных особенностей. Для более подробного обследования требуется 2-3 встречи.
- Индивидуальные терапевтические занятия с детьми, имеющими поведенческие и эмоциональные расстройства.
К наиболее распространённым расстройствам детского возраста относятся:
- гиперактивность с синдромом дефицита внимания;
- непослушание, негативизм, упрямство (оппозиционное поведенческое расстройство);
- состояние сильной тревожности, страхи, фобии (в том числе страх разлуки с матерью);
- нарушения обучаемости (интеллектуальная недостаточность, задержка психического развития, аутизм и другие синдромы).
Когда вам может понадобиться помощь детского психолога: - ребёнок стал неуправляемым, эмоционально неустойчивым, конфликтным, вы не справляетесь с ним;
- у ребёнка трудности адаптации к детскому саду, к школе;
- ребёнок застенчив, молчалив, обидчив, либо, наоборот, ведёт себя агрессивно;
- ребёнок испытывает сложности в общении с другими детьми, у него нет друзей;
- у ребёнка появились проблемы в учёбе, ухудшилась успеваемость;
- ребёнок ревнует к новорожденному братику или сестре;
- семья потеряла близкого человека, члена семьи;
- ребёнок получил психологическую травму, стал свидетелем травматического события;
- ребёнок является свидетелем развода между родителями;
- если вы столкнулись с такими проблемами, как воровство, лживость, уход от деятельности.
В этих случаях нужно как можно раньше обратиться за помощью к психологу, чтобы вместе разобраться в причинах эмоциональных сложностей ребёнка. Помощь детского психолога состоит в том, чтобы
разобраться, что происходит с ребёнком, в чём причина его трудностей, составить и предложить план помощи, провести коррекцию имеющихся нарушений, оказать родителям психологическую поддержку и сопровождение в вопросах воспитания.
Помощь детского психолога родителям не менее важна, чем помощь детям. Ведь счастье ребёнка, его отношение к миру, к жизни практически полностью зависят от родителей. 4. Консультирование родителей. С индивидуальной консультации начинается любая совместная психологическая работа и помощь психолога. В консультировании можно выделить три этапа: 1 этап. Общение психолога с родителями. На этом этапе происходит сбор всей необходимой информации о ребёнке (о его внутриутробном и раннем развитии, системе отношений в семье, истории семьи, окружении ребёнка, ситуации в школе и др.) Так же важно определить, какую задачу ставят родители, формулируется так называемый запрос.
2 этап. Психологическое обследование ребёнка. Общение происходит в доброжелательной и доверительной обстановке. Во время консультации создаются все необходимые условия для того, чтобы ребёнок смог раскрыться и рассказать о своих чувствах, мыслях, переживаниях. Используются как вербальные методы (беседа), так и невербальные (тесты, методы игровой терапии).
3 этап. Выработка плана дальнейших действий, реализация помощи. На данном этапе проводится анализ проблемы и её причин, обсуждаются результаты психодиагностики, предлагаются возможные варианты дальнейшей помощи ребёнку. В зависимости от проблемы, может быть рекомендованы индивидуальные терапевтические занятия,
семейная консультация, занятия ребёнка в группе, консультация другого специалиста.
В результате консультации психолога:
- вам станет понятна суть проблемы (что именно происходит с ребёнком, что стало причиной проблемы);
- вам будут предложены возможные варианты помощи и способы решения проблемы, даны рекомендации;
- по необходимости вы получите на руки заключение по результатам психологического обследования со списком рекомендаций.